История создания Союза Композиторов России

Необычайно интересен был этап подготовки к созданию Союза композиторов России, необходимость появления которого осознавали музыканты разных регионов России – Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Свердловска(ныне Екатеренбург), Казани. Многие музыканты из этих регионов уже входили в Союз композиторов СССР. Подготовительный комитет по созданию Союза композиторов России возглавил общественный деятель, руководитель Российского хорового общества, прекрасно знавший российские регионы – Анатолий Григорьевич Новиков.

В конце 50-х годов во главе с А. Новиковым был создан Оргкомитет, куда вошли крупные общественные деятели – К. Массалитинов, А. Артамонов и представители союзных республик – Н. Жиганов, З. Исмагилов, Б. Ямпилов, Ф. Лукин, Х. Плиев. Было направлено письмо с ходатайством в ЦК КПСС об учреждении Союза композиторов России. После получения резолюции в апреле 1960 года был созван Первый Учредительный съезд. Концерты, посвященные съезду, состоялись в залах Московской консерватории, в цехах заводов, в домах культуры и клубах. Первым секретарем Правления, куда вошли представители шестнадцати российских организаций, единогласно избрали Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, а Ответственным секретарем – Глеба Щепалина, которого впоследствии (в 1964-м) сменил Александр Холодилин. Д.Д. Шостакович вместе с Правлением определил главные направления деятельности композиторской организации, к которым были отнесены:

  • подъем периферийных композиторских организаций;
  • создание условий для композиторского творчества;
  • обеспечение звучания и пропаганды музыки России;
  • внимание к творческой молодежи;
  • решение социальных проблем музыкантов.

Однако здоровье Д.Д. Шостаковича в то время существенно ухудшилось, и огромную часть работы Правления того периода взял на себя Сергей Артемьевич Баласанян.

На Втором съезде (1968) Председателем Правления был избран Георгий Васильевич Свиридов, а Ответственным секретарем – Станислав Стемпневский.

Третий съезд Союза композиторов России состоялся в 1973 году в Колонном зале Дома Союзов. На съезде было выбрано новое руководство Союза композиторов России. Председателем Правления Союза композиторов стал Родион Константинович Щедрин, который руководил Союзом композиторов РСФСР в течение последующих 17 лет. Первым секретарем были избран Андрей Яковлевич Эшпай, вскоре покинувший свой пост. Ответственным секретарем, а затем Заместителем председателя Союза композиторов – Владислав Казенин. Вторым Заместителем председателя впоследствии стал Ян Френкель.

В 1990-2014 годах пост Председателя Союза композиторов России занимал Владислав Игоревич Казенин.

От истории ко дню сегодняшнему

Музыкальное искусство является одним из основных средств формирования и воспитания здорового общества, правильного внутреннего мировоззрения молодежи, ее культурного и морального стержня. Сегодня, к большому сожалению, российской зрительской аудитории, современное профессиональное искусство не используется, в силу отсутствия государственной политики к системе производства и применения этого продукта в сферах образования и искусства. Повсеместный закон о вводе для творческих личностей рыночных отношений, постановка всего многообразия жанровых форм музыкальных произведений в общий ряд отечественного шоу-рынка – все эти проблемы принижают значение серьезной профессиональной культуры сочинения и музицирования. Профессиональные же композиторы без государственной поддержки, без частных инвестиций, сами не могут выдержать этой конкуренции, так как прежде всего несут в своих произведениях духовное, образовательное, эстетическое начало. Вследствие чего производимый контент в области серьезной академической музыки не возможно отнести к востребованному жанру массовым слушателем , так же как и средствами массовой информации . Некоторые сведущие любители музыки зачастую задают вопрос: «А что Союз композиторов еще существует? И там есть композиторы?». Похоже, что все остановилось на Шостаковиче, Щедрине. Можно назвать еще несколько фамилий из ныне здравствующих авторов и все. Остальное играется без отношения к глобальным задачам, которые теоретически и практически ставятся перед профессиональными композиторами. Некоторые пытаются пробиться за счет создания новых форм музыкального искусства, суперавангардных приемов и перфомансов – это тоже должно быть. Но базовую мелодичную, не отпугивающую а завораживающую слушателя музыку нужно ставить вперед и пропагандировать и исполнять прежде всего, формируя звукоряд сегодняшнего дня, наполняя сердца живительными звуками, которые несомненно принесут свои положительные плоды.

Система музыкального образования в образовательных учреждениях разрушена. Какого мы получим после выпускного класса гражданина, если с детства он напевал и слушал песни на английском языке и не изучал прекрасные песни детских композиторов и прекрасные мелодии из опер и балетов? Каких мы получим выпускников творческих вузов, где опять нет кумиров среди российских исполнителей и царит культ исполнения на английском языке. Смотрите, Россия – многонациональная страна, созданы песни и оперы на национальных языках. А по телевизору и радио все поют на английском, чаще копируя и подражая, опять же не нашим героям. Мы не говорим что это плохо. Но если мы воспитываем российского человека, то прежде всего в него закладываем российские национальные традиции, устои и правила поведения. Не передается и не распространяется эта традиция и на студенчество и работающую молодежь. После песенного периода великих свершений, после перестройки, в массовой культуре не создано практически не одного произведения, которое бы сейчас пришло на ум и которое мы могли бы считать гимном новой эпохи, новых героев, новой страны. Вследствие этого отсутствие культуры, правильной идеологической и патриотической составляющей, отсутствие системы сохранения и продолжения песенных традиций и эстетики традиционной российской песни и многонацио-нального великого российского искусства, ставят под угрозу формирования здоровой всесторонне развитой личности, патриота и гражданина своей страны. Сегодня государство должно быть заинтересовано интегрировать творческие союзы в общеобразовательный и культурно-образовательный процесс, опираться на их знания и исторический и профессиональный опыт, как на единственную духовную ветвь в формировании личности, привлекать и поощрять творческих работников, обеспечивать им всестороннюю социальную и трудовую поддержку.

Профессиональный союз композиторов создает музыку, развивая само искусство и культуру. Его главной задачей является не развлекать и одурманивать, а образовывать. Задача членов Союза композиторов России – это создание новых произведений, форм и жанров; продвижение, развитие, распространение современного и классического музыкального творчества; образование и воспитание культурного восприятия человека к классическим образцам. Это составляющее внутреннего культурного состояния каждого современного человека. Без этого нельзя!