Миссия Совета Композиторов

Основные задачи

  • Обеспечение равноправных благоприятных условий для создания профессиональными композиторами разножанровых музыкальных произведений — творческого музыкального продукта;
  • Активное участие профессиональных композиторов и музыковедов в организации и функционировании системы распространения, продвижения и публичного исполнения, создаваемых современных музыкальных произведений;
  • Участие в формировании репертуарного предложения для музыкальных фестивалей и конкурсов, оркестров и иных творческих коллективов, организация и разработка единых музыкальных или просветительских творческих проектов федерального и регионального значения, из произведений профессиональных композиторов и музыковедов РФ, проведение внутренних конкурсов по созданию музыки для опер, балетов, музыкальных и театральных постановок, прикладной музыки для телевидения и радио, изменение финансовых ставок регулирующих труд композиторов и музыковедов;
  • Создание механизмов для реализации общих направлений социальной и трудовой политики профессиональных композиторов и музыковедов , особенно пенсионного и предпенсионного возраста.

Векторы развития музыкального искусства в России

В связи с тем, что огромный творческий потенциал профессиональных композиторов и музыковедов, сегодня используется не в полной мере. Произведения, созданные российскими авторами в области симфонической и другой музыки не востребованы, упал престиж некоторых важных музыкальных жанров и создаваемых произведений, значительно сократилось количество произведений российских авторов. Мы считаем крайне актуальным и необходимым создание организационно-творческих, экономических и правовых условий для реализации труда современных композиторов и музыковедов, которые бы отвечали мировым условиям и стандартам в этой области. Развитию музыкального искусства в России должны поспособствовать следующие шаги:

  • Изыскать возможность и учредить государственный музыкальный канал с обязательным присутствием в виде одного из решающих голосов Союза композиторов России, как головной общественной организации представляющей творцов сегодняшней музыкальной истории;
  • Обязать государственные и частные телевизионные каналы увеличить количество программ посвященных академическому музыкальному искусству. Рассмотреть возможность предоставления эфирного времени в процентном содержании 50/50 для исполнения новых произведений отечественного академического и вокального искусства, лучших образцов такого материала прошлых лет, что бы не только на каналах «Ностальгия» и «Культура», но и на основных и второстепенных каналах, возможно используя метод метод дифференцирования.
  • Обязать всевозможные советы, жюри, президиумы включать, по представлению Профильной организации, экспертов профессиональных российских композиторов и музыковедов, как личностей имеющих возможность обсуждать, критиковать, судить и оценивать, по своему служебному праву, любые музыкальные произведения и проблемы создаваемые и демонстрируемые публично в нашей стране;
  • Рекомендовать радиоканалам, музыкальным вещательным организациям государственных и частных форм управления, включать в советы по составлению программ вещания и художественные советы, авторов, рекомендованных президиумом секретариата СК РФ;
  • Профильным печатным СМИ, федерального и городского уровня, активно включится в работу по популяризации, информированию и просвещению читателей о ситуации связанной с современным музыкальным искусством, в том числе, привлекая экспертами и критиками, членов Союза композиторов России, которым делегируется мнение консолидированного композиторского сообщества;
  • Рекомендовать филармоническим коллективам, солистам и ансамблям, получающих официальную зарплату от государства, предложить квоту исполнения произведений современных российских композиторов в необходимом объеме;
  • Рекомендовать региональным филармониям при формировании репертуара обязательно учитывать необходимую квоту для создаваемых новых музыкальных произведений и юбилейных мероприятий, направленных на сохранение музыкальной истории создания произведений прошлых лет — по согласованию с руководством СК РФ и Евразийского Совета Композиторов и Музыкальных Деятелей;
  • Поручить «Евразийскому Совету Композиторов и Музыкальных Деятелей» при поддержке МинКульта РФ разработать систему ежегодных фестивалей федерального уровня, необходимых для развития и сплочения региональных композиторов, способствующих выстраиванию государственной музыкальной политики, усиления роли серьезного музыкального искусства для населения России;
  • Подготовить проект программы «Основные положения и направления Молодежной политики СК РФ», активизировать работу с учреждениями музыкального профессионального образования, участие в общественных советах и молодежных форумах, стимулирование и поддержка создания творческих групп и творческих объединений;
  • Предусматривать в федеральных бюджетах на год все юбилейные даты СК РФ, съемка документальных и игровых кинофильмов о великих композиторах, взаимовыгодное партнерство с Союзом Кинематографистов и Союзом театральных деятелей.

Сроки реализации: 2016-2025 годы.

Создание системы распространения продвижения музыкального продукта

Системный подход к распространению музыкального продукта должен основываться на активном использовании современных технологий и инструментов менеджмента и маркетинга, в том числе рекламы и PR деятельности. Деятельность «Евразийского Совета Композиторов и Музыкальных Деятелей» по организации музыкальных фестивалей и конкурсов будет регламентироваться отдельным приложением, регулирующим основные направления фестивальной и конкурсной деятельности, являющимся единым для центра и регионов.

На 2017 год планируется заявить порядка 8 проектов крупных форумов федерального уровня и обсудить поддержку центра региональным оригиальным проектом, учитывающим национальные особенности территорий, их актуальность и важность для общества, их воспитательные и образовательые аспекты. Так же ожидается административная поддержка региональных проектов, которые будут рекомендованы для финансирования из региональных бюджетов, исходя из понимания, что все музыкальные фестивали, являются важнейшими формами деятельности, которые позволяют привлечь внимание к академическому музыкальному искусству со стороны широкой аудитории, государства, бизнеса, средств массовой информации, профессиональной критики.

В регионе, где регулярная концертная деятельность в области академической музыки отсутствует, музыкальный фестиваль может обеспечить привлечение внимания населения к подобному искусству, удовлетворить потребностей населения в академическом музыкальном искусстве, а также способствовать развитию музыкального просвещения населения регионов. Предложение направлений музыкальных фестивалей международного, всероссийского и межрегионального статуса должно рассматриваться в качестве приоритетного направления деятельности федеральных органов государственной власти в области культуры.

Возрождение системы музыкального просветительства

Результаты исследования российских музыковедов показывают, что сегодня общественная потребность населения России в академической музыке крайне мала. Значительная часть населения России не приобщена к классическому музыкальному искусству, не говоря уже о музыке создаваемой сегодня. Интерес широкой публики к академической музыке намного ниже, чем в Европе. Сложившаяся ситуация во многом обусловлена исключением функций по пропаганде и популяризации академической музыки из приоритетов государственной культурной политики и интересов концертных организаций.

Формирование и развитие потребностей населения в области академической музыки – одна из главных задач, стоящих перед государством, «Евразийским Советом Композиторов и Музыкальных Деятелей» и концертными организациями. Повышению общественного интереса к академической музыке будет способствовать создание системы музыкального просветительства, что потребует длительного периода времени и значительных финансовых вложений.

Системная работа по эстетическому воспитанию населения, его приобщению к академической музыке должна вестись в двух направлениях:

  • повышение статуса академической музыки в общественном сознании (повышение престижа и значимости в обществе академического музыкального искусства) и создание необходимых условий для необходимости приобщения людей к этой сфере культурной жизни;
  • использование разнообразных форм и инновационных методов музыкального просветительства для различных слоев и возрастных категорий населения, прежде всего, детей и юношества.

Ключевая роль в ведении на регулярной основе просветительской работы, воспитании будущих слушателей концертов академической музыки принадлежит системе общего и внешкольного образования. В программах дошкольных учреждений и общеобразовательных школ нужно увеличить время, отводимое на занятия музыкой, включая хоровое пение, позаботиться об их обеспечении новейшими методическими разработками и современными материально-техническими средствами. Концертным организациям необходимо постоянно поддерживать взаимодействие с общеобразовательными школами, другими образовательными учреждениями, детскими музыкальными школами и школами искусств. При этом следует практиковать как приглашение детей в концертный зал, так и выездной формат сотрудничества.

Проведение просветительской работы с различными слоями и категориями населения предполагает создание и реализацию специальных социальных программ. Необходимо увеличивать количество просветительских программ для детей и молодежи, повышать их качественный уровень, активизировать разные формы работы с аудиторией. Особое внимание при этом должно быть уделено проектам, направленным на поиск новых форм художественной выразительности и современных методов приобщения к музыкальному искусству.

Социальная защита композиторов и музыковедов

Развитие системы социальной защиты творческих работников в области академической музыки должно осуществляться с учетом характера и направления их трудовой деятельности. Система социальных гарантий творческим работникам должна охватывать:

  • создание надлежащих условий труда;
  • обеспечение конкурентоспособного уровня оплаты;
  • охрану труда и жизни;
  • медицинское обслуживание;
  • пенсионное обеспечение;
  • оказание материальной и моральной поддержки.

Органам государственной власти следует выделять финансовые средства на осуществление комплекса мер по пропаганде академического музыкального искусства и просвещению населения, а также оказывать более действенную экономическую поддержку музыкальным издательствам, средствам массовой информации, включая электронные, используя, в том числе и форму целевого заказа на осуществление экспертных оценок и подготовку аналитических материалов. Так же финансовые ресурсы должны направляться и на поддержку творчества музыкальных деятелей, творческих союзов и других профессиональных общественных организаций. Следует расширить практику унифицированных, отвечающих реалиям сегодняшнего дня, государственных заказов на создание новых музыкальных произведений, продолжить выделение профильным творческим союзам субсидии на развитие деятельности, стимулировать создание долгосрочных программ сотрудничества с профессиональными общественными организациями, предусматривать реализацию совместно с ними проектов, играющих важную роль в развитии концертной деятельности в области академической музыки.

Целевые средства должны выделяться на формирование современной материально-технической базы обеспечения концертной деятельности (строительство новых залов, реконструкция существующих, приобретение сценического оборудования и музыкальных инструментов). В этих целях следует шире развивать практику со-финансирования инвестиционных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на принципах долевого участия в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации. Снизить инвестиционную нагрузку на бюджеты разных уровней позволит привлечение частного капитала в рамках развития государственно-частного партнерства.